По каким критериям выбирают шины для грузовых автомобилей при их проектировании

Грузовой автомобиль, предназначенный для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием, проектируется для определенной грузоподъемности Gh которая одновременно обозначает его класс. Принимая во внимание грузоподъемность и класс машины, на основании собранных статистических данных и ориентировочных конструкционных и материальных перспектив, устанавливается собственная масса машины Gw. Затем определяется масса ее экипажа Gz из расчета, что каждый член его весит 65 кг. Сумма всех этих масс составит полную массу автомобиля Gc = Gt + Gw + Gz.

При проектировании грузового автомобиля конструкторы стремятся к тому, чтобы масса Gc как можно равномернее распределялась на все колеса. Чтобы достичь этой цели, чаще всего на задней оси автомобиля помещают сдвоенные покрышки. Сдвоенные покрышки, однако, не в состоянии перенести нагрузки вдвое большие, чем одинарные покрышки, поскольку работают в более сложных условиях.

Если принять, что допустимая нагрузка одинарной покрышки равна единице, то допустимая нагрузка сдвоенных покрышек будет равна п единицам, причем п<С 2, а суммарная нагрузка шести покрышек двухосевой машины — z единицам, причем г = 2-1 + + 2п. Например, для п = 1,75 (среднее значение) z = 5,5. Если у автомобиля х осей со сдвоенными шинами, то z = 2-1 + 2- п.

Нагрузка на покрышку рассчитывается в соответствии с формулой

Зная значение Gky из нормативов или заводских каталогов выбирают покрышку, грузоподъемность которой Gn примерно равна значению Gk. Для дальнейшей конструкторской работы используется значение фактической грузоподъемности Gn выбранной покрышки. Одновременно соответствующим образом подбирается полная масса автомашины с тем, чтобы ее величина достигла zGn

Затем оси и отдельные узлы следует разместить таким образом, чтобы получить статическую нагрузку, приходящуюся на переднюю ось, равной 2Gn, а на заднюю — равной 2nGп.

Если грузоподъемность Gn для каждой из покрышек, монтируемых на отдельных осях автомашины, требуется различная, то

выбирают в этом случае покрышку с наибольшим значением Gn грузоподъемность покрышек для менее нагруженных осей корректируется путем снижения давления воздуха в колесе в соответствии с таблицей грузоподъемностей и давлений, приведенных в соответствующем нормативе либо фирменном каталоге.

Не следует выбирать покрышку из условия эксплуатации при максимальной нагрузке и максимальном давлении воздуха в камере, поскольку в случае, когда груз будет больше допустимого, покрышка изнашивается гораздо быстрее. Покрышки выбираются в соответствии с экономической грузоподъемностью, обозначенной в нормативах или фирменных каталогах.

При проектировании грузового автомобиля следует добиваться использования покрышки с минимальным диаметром. Чем меньше диаметр покрышки, тем меньше ее масса и момент инерции, при котором уменьшается время набора скорости. Для привода необходимы малые передачи, таким образом возрастает их эффективность и уменьшается масса.

Чем меньше покрышки, тем оптимальнее можно разработать общую геометрию авомобиля. Машина становится ниже, т. е. становится меньше лобовая поверхность, а следовательно, уменьшается сила сопротивления воздуха. Более низкий кузов облегчает погрузку. Общая устойчивость автомобиля возрастает, а торможение вследствие более низкого центра тяжести облегчается. Автомобили на покрышках с малым диаметром характеризует повышенная техническая эффективность при сравнительно малом расходе топлива.

Покрышки могут переносить большие, чем указано в соответствующих нормативах и фирменных каталогах нагрузки, если работают они в транспортных средствах, чья скорость ограничена конструкторским решением либо условиями эксплуатации (табл. 19):

Рисунок протектора выбирается применительно к предполагаемым дорожным условиям. Шины для уже существующих грузовых автомашин выбираются по тому же принципу, что и для легковых.

Шины для вездеходов. Исходным критерием выбора шины для вездехода является не нагрузка на нее, а удельное давление покрышки на грунт. От величины этого давления зависит способность машины преодолевать местность с разнообразными характеристиками. При этом предполагается, что удельное давление равно внутреннему давлению в покрышке. Это правило справедливо по отношению к покрышкам для вездеходов, предназначенным для работы при внутреннем давлении до 0,1 МПа. .

Таблица 19

Допустимое увеличение нагрузки на покрышку при одновременном уменьшении скорости автомашины в соответствии с данными фирмы &Семперит»

Максимальная скорость машины, км/ч

Допустимая нагрузка на покрышку (грузоподъемность по каталогу 100%), %

80*

103,5

70

105

60

108

50

110

40

115

30

125

20

150

8

200

0

250

* Только для покрышек с максимальной скоростью до 100 км/ч.

Исходя из удельного давления (т. е. из величины внутреннего давления), выбирается соответствующий размер шины из нормативов либо заводских каталогов для расчетной нагрузки Gk.

Шины для двухколесных транспортных средств. По отношению к этим шинам действительны те же критерии выбора, что и в случае легковых машин. Правда, редко удается добиться равномерной нагрузки на оба колеса, заднее обычно нагружено больше.

Иногда первоначально принимается, например, что задняя покрышка подвержена двукратной нагрузке и, следовательно, быстрее приходит в негодность. Номинальные размеры шин выбираются в соответствии с нагрузкой заднего колеса.

Общие критерии. Для проектируемых транспортных средств рекомендуется использование радиальных шин в камерном или бескамерном исполнении, поскольку они по сравнению с другими типами обладают рядом преимуществ: меньшее сопротивление качения, большее продольное и поперечное сцепление на сухих и мокрых покрытиях, повышенный комфорт и долговечность.

При использовании радиальных шин следует иметь в виду необходимость иного конструктивного решения системы подвески, а особенно геометрии установки передних колес по сравнению с принятой для диагональных шин. В противном случае в колебательной характеристике машины могут возникнуть нежелательные явления. В частности, это может привести к ускоренному износу покрышки.

Не рекомендуется использовать радиальные шины в транспортных средствах, предназначенных для эксплуатации в сложных дорожных условиях, например на строительстве, в открытых карьерах, каменоломнях, в связи с повышенной уязвимостью тонкостенных радиальных шин. Для таких ситуаций скорее подходят диагональные шины. Все оси автомашины снабжаются одним и тем же типом шин: либо только радиальные, либо диагональные и т. д. Рисунок протектора выбирается в зависимости от назначения машины и от предполагаемого типа дорог.

Для автомобилей, предназначенных для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием, выбирают покрышки с дорожным D или специальным S рисунком протектора. В группе S выпускаются покрышки сезонного типа: грязе-снеговые или шипованные.

Для грузовых автомобилей и фургонов, предназначенных для эксплуатации на твердом покрытии, выбирают шины с дорожным D рисунком протектора.

Если имеется в виду частичное использование машины в условиях бездорожья, выбирается универсальный рисунок протектора, который соединяет в себе достоинства дорожного рисунка (средний пояс беговой дорожки) и рисунка протектора покрышки для вездехода (боковая и бортовая части протектора) (см. рис. 54).

Автомобили, работающие исключительно в условиях бездорожья, снабжаются шинами Т для вездехода (см. рис. 61).

Некоторые из производителей шин считают, что шины для вездехода следует монтировать только на приводных осях, устанавливая на неприводные оси колеса дорожного типа.

Имеющиеся в обозначении покрышки максимальные скорости эксплуатации относятся к покрышкам с дорожным рисунком протектора. В случае, когда используются шины со специальным рисунком протектора, максимальная скорость, указанная производителем покрышки, на 25% ниже скорости, допустимой для шин с дорожным рисунком протектора.

На сдвоенных колесах монтируются исключительно покрышки: одной и той же фирмы; одной и той же конструкции; одних и тех же параметров, причем разница во внешнем диаметре у колес, накачанных до требуемого давления, не должна превышать 4 мм; покрышки с большим диаметром, при разнице до 4 мм, монтируются на внешних ободах.

Некоторые производители в своих каталогах приводят несколько размеров ободов, на которых можно эксплуатировать данную покрышку. Если при этом не указывается рекомендуемый обод, то среди доступных выбирается обод с самой широкой выемкой.

После начального выбора шины в соответствии с изложенными критериями следует обсудить исходные данные с представителем фирмы, производящей шины, с тем, чтобы практически использовать его мнение, опирающееся на подробное знакомство с характеристикой выбранной шины. Окончательный выбор делается в процессе стационарных и эксплуатационных испытаний прототипа проектируемого автомобиля.

Сцепление
Регулировка педали сцепления
Прокачка сцепления
Замена дисков сцепления
Главный цилиндр сцепления
Рабочий цилиндр сцепления
Коробка передач
Замена масла КПП
Снятие КПП
Разбока КПП
Дополнительный картер КПП
Привод спидометра
Механизм переключения передач
Карданный вал и мосты
Снятие карданного вала
Разборка и регулировка шарниров кардана
Люфт подшипника ступицы
Замена подшипника передней ступицы
Снятие поворотного кулака
Снятие переднего моста
Задний мост
Замена сальника картера моста
Разборка задней полуоси
Замена подшипника и сальника задней ступицы
Снятие редуктора заднего моста
Разборка заднего редуктора
Дифференциал повышенного трения
Картер заднего моста