Зловещая шпилька

Погожим летним днем по Московской кольцевой дороге не спеша, со скоростью 50 км/ч автопоезд ЗИЛ—130 с прицепом-роспуском вез 10 тонн металлических труб. Роспуск — простейший прицеп для длинномерных грузов: одна ось, имеющая по два колеса с каждой стороны, дышло, соединяющее прицеп с тягачом, да так называемый коник — две вертикальные стойки по бокам, которые удерживают груз. Есть, конечно, и рессоры, и тормоза с пневматическим приводом. Все как положено.

Так вот, совершенно неожиданно, когда ничто, казалось бы, не предвещало беды, прицеп вдруг резко осел на правую сторону. Из-под него вывалились оба колеса и по инерции покатились вперед. Одно, не причинив никому вреда, в конце концов улеглось на дороге. А вот другое на большой скорости выкатилось на обочину и прямо на пешехода. Удар оказался смертельным.

При расследовании было установлено, что все восемь шпилек, которыми колесо крепилось к ступице, оказались разорваны, потому пара и распалась. Разбитые отверстия в дисках колес подсказывали, что часть шпилек сорвало уже давно. Естественно, возник вопрос: кто же виноват, кто проявил преступную небрежность?

Выяснилось, что в автохозяйстве прицепом пользовались от случая к случаю, постоянного надзора и ухода за ним не было. Брали его разные водители, когда возникала необходимость, а возвратившись в гараж, ставили на место — и вся забота.

Чтобы установить причины рассоединения спаренных колес, а также решить, мог ли водитель заблаговременно обнаружить опасность и предупредить трагедию на дороге, была назначена судебная автотехническая экспертиза. Эксперты осмотрели прицеп, сделали многочисленные фотографии и взяли для исследования часть диска колеса с двумя обломками, оставшимися в крепежных отверстиях. Обратим внимание: вышедшие из строя шпильки не выпали из отверстий, что сразу бы сигнализировало об опасности. Почему? Оказывается, так предусмотрено конструкцией спаренных колес, которые используются сегодня на многих тысячах подобных прицепов. Вот и получается, что крепежная шпилька ужо давно оборвана, а при наружном осмотре колеса этого не видно. Бесполезный обломок прочно удерживается в диске с одной стороны футоркой, а с другой — навинченной на ее внешнюю часть гайкой. Казалось бы, пустяк, но именно здесь был сделан первый шаг к трагедии на Московской кольцевой дороге, ибо что может быть хуже затаившейся опасности.

Правда, прояви водитель добросовестность и пройдись перед рейсом по всем наружным гайкам спаренного колеса торцевым ключом, он обнаружил бы оборванную шпильку — она в этом случае свободно прокручивается. Обладая необходимым каждому шоферу чувством ответственности, он должен был бы заменить сорванную шпильку, прежде чем отправляться на линию. Правда, чтобы сделать это, надо сначала полностью разобрать всю колесную пару. А гайки на шпильках часто так накрепко прикипают к резьбе, что без подогрева паяльной лампой их даже не стронешь. Нетрудно предположить, что, когда у прицепа нет постоянного хозяина, не всякий водитель согласится делать такую работу. Нередко он полагается на авось. Статистика дорожно-транспортных происшествий показывает: истории, подобные той, о которой здесь рассказано, не так уж редки. Колеса с оборванными, но не выпавшими из обода шпильками не однажды были предметом судебной автотехнической экспертизы, и, думаем, давно уже пора сделать из этого необходимые выводы.

В первую очередь специалистам Минавтопрома. Стоит задуматься о том, что маскировка обломанных шпилек очень сомнительное достижение в конструкции сдвоенных колес. Каждая угрожающая безопасности людей неисправность должна буквально кричать о себе. Кроме того, надо обеспечить возможность устранения такой неисправности с меньшими, чем сейчас, затратами труда и времени. Проще говоря, спаренное колесо должно быть ремонтоудобным.

Непременным условием безаварийной эксплуатации таких колес является их обязательная и тщательная проверка перед каждым выездом на линию. Водителям, как и механикам, выпускающим автопоезд, надо помнить, что когда сорвавшееся с прицепа колесо наделает бед, то никакие ссылки на несовершенство конструкции уже не помогут и от ответственности не спасут.

Теперь несколько слов о том, что же говорят по интересующему нас поводу Правила дорожного движения, где перечисляются все неисправности, с которыми эксплуатация транспортных средств запрещена. Так вот, как это ни странно, введенная с 1 сентября 1984 года в действие новая редакция 27-го раздела, определяющего требования к их техническому состоянию, никаких указаний по поводу надежности крепления колес не содержит. Во всех предыдущих редакциях Правил было конкретно записано: если колесо ненадежно закреплено на ступице, остановись! В разных формулировках, но эта мысль неизменно присутствовала в Правилах вплоть до сентября прошлого года. Так что же случилось? В обновленном 27-м разделе перечислены самые разные неисправности колес, ограничивающие или вообще исключающие возможность эксплуатации транспортного средства. Не забыта, и это хорошо, даже такая, как попадание «инородного предмета» между сдвоенными шинами. А вот одна из самых опасных неисправностей — ненадежно закрепленное колесо почему-то выпала. Хочется думать, что при подготовке нового текста Правил, работа над которым сейчас ведется, столь досадное упущение будет исправлено.

С. ЛИТИНСКИИ, кандидат технических наук

Сцепление
Регулировка педали сцепления
Прокачка сцепления
Замена дисков сцепления
Главный цилиндр сцепления
Рабочий цилиндр сцепления
Коробка передач
Замена масла КПП
Снятие КПП
Разбока КПП
Дополнительный картер КПП
Привод спидометра
Механизм переключения передач
Карданный вал и мосты
Снятие карданного вала
Разборка и регулировка шарниров кардана
Люфт подшипника ступицы
Замена подшипника передней ступицы
Снятие поворотного кулака
Снятие переднего моста
Задний мост
Замена сальника картера моста
Разборка задней полуоси
Замена подшипника и сальника задней ступицы
Снятие редуктора заднего моста
Разборка заднего редуктора
Дифференциал повышенного трения
Картер заднего моста