Антиблокировочная система (АБС) - устройство, регулировка, неисправности


ОПИСАНИЕ

1.    АБС является дополнительной системой к усилителю и главному цилиндру. Она контролирует гидравлическое давление на все четыре колеса во время резкого торможения, на скользкой дороге, предотвращая блокировку колес.

Система АБС имеет ряд преимуществ:

1)    Позволяет осуществить объезд препятствий с большей степенью устойчивости даже во время резкого торможения.

2)    Позволяет сохранить стабильность и управляемость автомобилем во время резкого торможения.

2.    Функция данной системы заключается в улучшении направленной стабильности и управляемости автомобилем в различных дорожных условиях. Передние тормоза контролируются отдельно, задние тормоза контролируются вместе.

3.    Тормозная система автомобиля использует силу давления на педаль тормоза для активизации гидравлической системы, которая управляет механическими узлами переднего и заднего дисков тормоза. Система АБС обеспечивает дополнительный электронный контроль переднего левого и переднего правого каналов независимо, заднего левого и заднего правого гидравлических каналов вместе, основываясь на действиях модуля управления АБС, который отслеживает сигналы датчиков скорости переднего левого, переднего правого, заднего левого, заднего правого колес. Это помогает водителю сохранить контроль над автомобилем во время торможения.

4.    Функция отказоустойчивости: При возникновении неполадок АБС полностью деактивируется, и начинают действовать общие возможности торможения без АБС. Возможно небольшое опущение педали. Модуль управления АБС сообщает о неисправности водителю при помощи включения напоминающего индикатора сервисной системы АБС.

РАСПОЛОЖЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ

1.    Датчик скорости переднего левого колеса

2.    Разъем датчика скорости колеса

3.    Кабель-удлинитель датчика скорости колеса

4.    Датчик скорости переднего правого колеса

5.    Модуль управления АБС

6.    Гидравлический модулятор

7.    Проводка гидравлического блока

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ АБС

-    Тормозная система является одной из самых важных систем автомобиля. Оптимальная работа тормозов означает максимальное тормозное давление без блокировки колес. Оптимальное торможение даже в критических ситуациях становится каждодневным действием вне зависимости от состояния дороги.

-    Система АБС работает в опасных дорожных условиях и существенно увеличивает устойчивость, управляемость и возможности тормоза.

1.    Устойчивость

При движении по скользкой дороге система АБС предотвращает колеса от чрезмерного скольжения, таким образом удерживая автомобиль от заносов и съезда с дороги.

2.    Управляемость

При повороте автомобиля на сниженной скорости АБС уменьшает скольжение, блокируя колеса, таким образом способствуя устойчивости во время поворота.

3.    Улучшение торможения

Уменьшая скольжение при помощи блокировки колес, АБС увеличивает тормозную способность автомобиля лучше, чем любой тип тормозов, обеспечивая таким образом улучшенную способность торможения.

4.    Уменьшает

•    Износ шин

•    Нагрузку на привод трансмиссии

•    Риск аварии

5.    Повышает

•    Безопасность

•    Простоту управления

Во время движения датчики, установленные на каждом дифференциале передних и задних колес, измеряют скорость колес. Если центральный блок управления определяет риск блокировки колес на основании данных, полученных с датчика, он направляет сигнал на соленоидные клапаны соответствующего колеса в гидравлическом модуляторе. Каждое переднее колесо управляется соленоидным клапаном таким образом, чтобы внести оптимальный вклад в общее торможение независимо друг от друга (индивидуальный контроль).

На заднем мосту колесо с наименьшим коэффициентом силы торможения определяет общее давление для тормоза двух колес. В случае с передним мостом (разделение контуров на заднем мосту) один соленоидный клапан контролирует задние колеса, тогда как для диагонального разделения контуров необходимо два соленоидных клапана. В данном принципе торможения немного удлиненный тормозной путь приемлем, т.к. увеличение устойчивости автомобиля компенсирует небольшое увеличение тормозного пути.

Электронный блок управления переключает соленоидные клапаны в три различные позиции: Первая позиция (отключение)соединяет главный тормозной цилиндр с колесным тормозным цилиндром; тормозное давление на колесо возрастает.

Вторая позиция (включение на половинной мощности до максимальной) отделяет тормоза колес от возвратной линии для поддержания постоянного тормозного давления на колесо.

Третья позиция (работа на максимальном напряжении) изолирует главный тормозной цилиндр, одновременно соединяя колесный тормоз с возвратной линией, что в результате приводит к снижению тормозного давления на колеса.

Соответственно, тормозное давление может быть повышено или понижено не на продолжительное время, а в несколько этапов (и таким образом умеренно) при циклическом активизировании.

В зависимости от дорожных условий, в секунду могут осуществляться от 4 до 10 контрольных циклов. АБС достигает такой скорости реагирования благодаря модулю системы автоматизированной обработки данных и короткому времени ответа.

Блок управления проводит тестовый цикл в начале движения и каждый раз при остановке автомобиля, в течение которого проверяет контроллер, схемы безопасной блокировки и периферическое оборудование колес.

Проведение данного теста позволяет проверить детали, не работающие во время движения без АБС, а также те детали, неисправность в работе которых будет обнаружена только при активизации АБС в экстренной ситуации.

Важная часть цикла проверки - самопроверка схемы мониторинга. Во время самопроверки моделируются сигналы неисправностей и анализируется реакция схемы, включая каналы выключения.

Данная проверка предотвращает наличие скрытых неисправностей в схеме мониторинга и, таким образом, гарантирует высокую степень безопасности. При обнаружении неисправности система АБС отключается и на панели загорается лампочка, сообщающая водителю, что на данный момент доступна только общая система торможения.

Подобная схема безопасности с моделированием неисправностей, контролируемым компьютером, обеспечивает соответствие стандартам высокой степени безопасности.

УСТРАНЕНИЕ НЕПОЛАДОК

Система АБС моделей Н100 не имеет функции передачи данных на сканер (Hi-scan), а также не имеет функции самодиагностики. Поэтому для устранения неисправностей необходимо подготовить специальный прибор для тестирования АБС.

ТИП ТЕСТИРУЮЩЕГО ПРИБОРА: ABS3-LED-TESTER (KDAS-0003)

ФУНКЦИЯ

1

При выборе №6 переключателя выбора загорается светодиодный индикатор датчика и измерителя скорости колес

2

Загорается светодиодный индикатор для напряжения аккумулятора

3

Переключатель выбора

4

Загораются светодиодные индикаторы (7) для №1 переключателя выбора

5

Загораются светодиодные индикаторы (2) для №2 переключателя выбора

6

Жгут проводки для соединения прибора тестирования с центральным блоком управления

7

При выборе №3 переключателя выбора загорается лампочки измерений реле двигателя насоса и кнопку

8

Загорается лампочка для управления реле клапана

9

Не используется в модели Н 100

10

Загораются светодиодные индикаторы (2) для №5 переключателя выбора

11

При выборе №5 переключателя выбора загораются 2 кнопки для управления соленоидным клапаном гидравлического модуля

12

Переключатель выбора колес

ОПИСАНИЕ СИМВОЛОВ-ОБОЗНАЧЕНИЙ

Прибор для тестирования АБС работает от аккумулятора автомобиля. Поступающее напряжение выводится на экран в течении всей последовательности проверок и во всех настройках переключения программ. Один светодиодный индикатор горит постоянно, сообщая о достаточном напряжении.

НАСТРОЙКА 1 ПРОГРАММНОГО ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ

1    = светодиодный индикатор соединения заземления 1

2    = светодиодный индикатор соединения заземления 2

3    = светодиодный индикатор диода для контроля аварийной лампочки

4    = светодиодный индикатор внутреннего сопротивления соленоидных клапанов в гидравлическом модуляторе и позиции отключения реле клапана

4.1    = светодиодный индикатор переднего левого колеса

4.2    = светодиодный индикатор переднего правого колеса

4.3    = светодиодный индикатор заднего левого колеса для автомобилей с 4-х канальным гидравлическим модулятором или заднего моста для автомобилей с 3-х канальным гидравлическим модулятором (обозначение прилагается).

4.4    = светодиодный индикатор заднего правого колеса для автомобилей с 4-х канальным гидравлическим модулятором. Пунктирная линия означает, что светодиодный индикатор загорается, только если установлен 4-х канальный гидравлический модулятор.

НАСТРОЙКА 2 ПРОГРАММНОГО ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ

1    = светодиодный индикатор соединения терминала генератора переменного тока 61 или переключателя масляного давления.

2    = светодиодный индикатор соединения переключателя лампочки остановки.

НАСТРОЙКА 3 ПРОГРАММНОГО ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ

1    = светодиодный индикатор реле двигателя и отводящего насоса в гидравлическом модуляторе

2    = кнопка для управления реле двигателя. Светодиодный индикатор не загорается до тех пор, пока не будет нажата кнопка.

НАСТРОЙКА 4 ПРОГРАММНОГО ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ

1    = светодиодный индикатор объемного сопротивления датчика продольного ускорения по направлению движения.

2    = светодиодный индикатор объемного сопротивления датчика ускорения заднего хода по отношению к направлению движения. Пунктирная линия означает, что датчики ускорения не установлены на проверяемом автомобиле.

НАСТРОЙКА 5 ПРОГРАММНОГО ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ

Функциональные тесты соленоидных клапанов и реле клапанов в гидравлическом модуляторе.

Проверка на правильность назначения каналов соленоидных клапанов.

1    = кнопка и светодиодный индикатор функции "Уменьшение давления". Светодиодный индикатор должен загораться после нажатия кнопки.

2    = кнопка и светодиодный индикатор функции "Поддержание давления". Светодиодный индикатор должен загораться после нажатия кнопки.

3    = светодиодный индикатор функционирования реле клапана. Данные индикатор должен гореть все время, когда переключатель выбора программ установлен на 5.

4    = символ для соленоидного клапана.

ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ВЫБОРА КОЛЕС

Когда переключатель программ установлен на 5 или 6, переключатель может быть отрегулирован для проверки колес.

1    = вращающийся переключатель для выбора колес

2    = переднее левое колесо

3    = переднее правое колесо

4    = обозначение слева: заднее левое колесо для автомобилей с 4-х канальным гидравлическим модулятором (установка переключателя программ 5) или датчики скорости 4 колес (установка переключателя программ 6). Обозначение справа: задний мост для автомобилей с 3-х канальным гидравлическим модулятором или датчики скорости 3 колес.

НАСТРОЙКА 6-ти ПРОГРАММНОГО ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ

Проверка сигнала датчика скорости колес и динамической воздушной прослойки между датчиком скорости и зубчатым колесом. Проверьте датчики скорости колес на правильность присоединения.

1    = указатель

2    = светодиодный индикатор вращательных движений колес. Данный индикатор горит постоянно при адекватной тестовой скорости. Только в таком случае можно прочесть показания указателя.

ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПРИБОРА ТЕСТИРОВАНИЯ

Присоедините тестер АБС к жгуту проводки АБС, используя сменный адаптер. Выключите зажигание перед отсоединением контроллера АБС.

ПРОВЕРКА

Для тестирования включите зажигание. Проведите тестовую проверку по программе как указано в следующей карте проверки. Данная карта проверки обычно прилагается.

Пользователь прибора проверки должен иметь тестовые значения, подходящие для автомобиля и его модификации (3-х или 4-х канальный гидравлический модулятор, количество датчиков скорости колес и т.д.), указанные в инструкциях для пользователя, выпускаемых производителем.

Запасные детали

Прибор для тестирования с 2 светодиодными экранами в резиновом кожухе и адаптером

Номер ссылки для заказа KDAS 0003

Прибор для тестирования с 2 светодиодными экранами без резинового кожуха и адаптера

Номер ссылки для заказа KDAS 0003/1

Адаптер с 35 штифтами АБС коннектор

Номер ссылки для заказа KDAS 0003/2

Защита гнезда

Номер ссылки для заказа KDAS 0003/3

КАРТА ПРОВЕРКИ

Система антиблокировки тормозов является системой обеспечения безопасности автомобиля. Работа с АБС требует подробного знания всей системы.

Не ездите с присоединенным прибором для тестирования!

Подходит для АБС2 и АБС2В с 35-штифным коннектором АБС.

Установка

переключ.

программ

Тестирование (измерение у терминала)

Дополн. условия

Тестовое значение (индикация)

Возможная причина

Все установки

Источник питания (терминалы 20 и 1)

Зажигание вкл.

Индикатор питания постоянно включен

•    Недостаточно заряжен аккумулятор

•    Чрезмерные перепады напряжения

•    Перегорание предохранителя

•    Проверка на неисправность реле защиты от высокого напряжения ведет к терминалу замка зажигания 15

1

Заземление (терминалы 34 и 10), диод аварийной лампочки (терминалы 29 и 32), внутреннее сопротивление соленоидного клапана (терминалы 2, 35 18 и 19)

Положение выкл. и заземление реле клапана, аварийной лампочки АБС

Зажигание вкл.

Все 7 светодиодных индикаторов вкл.

(6 индикаторов при 3-х канальном гидравлическом модуляторе) Аварийная лампочка АБС в автомобиле горит

2

Переменное напряжение от терминала 61 (терминал 15) или напряжение от переключателя давления масла

Зажигание вкл.

Примечание: все остальные индикаторы горят

•    В некоторой степени индикатор гаснет не совсем до и после ускорения (тест пройден)

•    Проверьте подвод терминала переменного тока 61 или переключатель давления масла

•    Неисправность генератора переменного тока или переключателя давления масла

Запуск двигателя

Переключатель лампочки остановки (терминал 25)

Зажигание вкл.

•    Проверьте подвод к переключателю лампочки остановки

•    Неисправность переключателя лампочки остановки

•    Неправильное присоединение подвода к переключателю лампочки остановки

Педаль тормоза нажата

3

Реле двигателя, двигатель

Зажигание

• Неисправность реле двигателя

насоса в гидравлическом модуляторе (терминал 14, терминал 28)

вкл. Кнопка нажата

загорается, двигатель насоса работает. Индикатор продолжает гореть после того, как кнопка отпущена, из-за остаточного движения двигателя

•    Проверьте соединение заземления гидравлического модулятора

•    Неисправность двигателя насоса

Установка переключ. программ

Тестирование (измерение у терминала)

Доп. условия

Тестовое значение (индикация)

Возможная причина

4

Зажигание вкл.

• Неисправность датчика ускорения

5

Функции реле клапана (терминал 27)

Зажигание вкл.

Проверка соленоидного клапана гидравлического модулятора на исправность функционирования и соединения. Примечание: Поочередно проведите тест для каждого колеса Соблюдайте последова тельность операций

Приподнимите автомобиль Зажигание вкл. Проверяемое колесо должно свободно вращаться рукой. Установите переключатель выбора колеса на колесо для проверки

Функция "Поддержание давления"

1. Кнопка Р= нажата

Индикатор Р= включен

2. Педаль тормоза нажата

Вращение колеса рукой

3. Кнопка Р=отпущена

Индикатор Р= гаснет, колеса блокируются

Функция "Понижение давления"

4. Кнопка Р↓ нажата

Индикатор Р↓ вкл. вращение колеса рукой

5. Кнопка Р↓ отпущена

Индикатор Р↓ гаснет, колеса блокируются

6. Педаль тормоза отпущена

Установка переключ. программ

Тестирование (измерение у терминала)

Дополнительные условия

Тестовое значение (индикация)

Возможная причина

6

Проверка соленоидного клапана гидравлического модулятора на исправность функционирования и соединения. Примечание: Поочередно проведите тест для каждого колеса (левое колесо: терминалы 5,6,22 и 4; переднее правое колесо: терминалы 11, 23, 21 заднее левое колесо или задн мост: терминалы 7,8 и 9; заднее правое колесо: терми налы 24, 26. (Назначение терминалов зависит от типа автомобиля)

Приподнимите автомобиль Зажигание вкл. Проверяемое колесо должно свободно вращаться рукой. При проверке ведомого моста колеса, которые не тестируются, должны быть придерживаемы. Установите переключатель выбора колеса на колесо для проверки

•    Подвод датчика скорости колес неправильно присоединен. •    Открытая цепь подвода датчика скорости колес. •    Чрезмерная воздушная прослойка между датчиком скорости колеса и зубчатым кольцом. •    Неисправное или ослабленное зубчатое кольцо. •    Несоответствующее количество зубов зубчатого колеса (в зависимости от автомобиля). •    Чрезмерный люфт подшипника колеса.

Поворачивайте колесо рукой до тех пор, пока индикатор не будет гореть не мигая (скорость примерно 1 оборот в секунду. При превышении скорости индикатор отключается). Затем прочтите индикацию: Минимальная индикация более подразделений шкалы Х. Допустимое отклонение: макс 25% от макс. индикации. Точки установки Х в зависимости от типа автомобиля (например, количество зубов)

Заключительная проверка проходит в форме тест-драйва. При работающем двигателе контрольные лампочки должны выключиться. Автомобиль должен двигаться со скоростью не менее 30 км/ч (20 миль/ч) более 20 секунд. В течение этого периода аварийные лампочки не должны опять включиться!

МОДУЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ АБС

УПРАВЛЕНИЕ

Модуль системы управления АБС, установленный внизу парприза со стороны пассажира, получает, усиливает и сортирует сигналы датчиков при измерении и дифференциации скоростей.

Из получаемых данных высчитывается значение блокировки колес и второстепенное замедление и ускорение колес.

Модуль управления имеет контролирующую схему для определения и оценки неисправностей.

Так как система АБС оказывает влияние на работу тормозной системы, контролирующая схема должна удовлетворять высоким требованиям безопасности и иметь высокий уровень распознавания неисправностей.

При возникновении ошибки в цифровом контроллере мониторинговая схема включает сигнал ошибки и отключает стабилизирующее напряжение через реле блокировки, таким образом отключая всю систему.

Сигнал ошибки также различается в памяти ошибок. Сигнальная лампочка сообщает водителю, что модуль управления АБС, а следовательно и система АБС была отключена.

Несмотря на это, обычная тормозная система продолжает выполнять свои функции в полном объеме вне зависимости от отключения АБС. Мониторинговая схема каждой БИС работает независимо.

Ее работа базируется на проверке достоверности, т.е. схема проверяет в какой степени возникновение сигналов и их комбинация логически верна и в какой степени время включения сигналов физически возможно.

Периферийное оборудование системы, такое как датчики скорости колес, реле и жгуты проводки, электрические детали гидравлических компонентов, также включены в данную проверку. Схема выявления неисправностей определяет необходимость отключения каналов индивидуальной системы или всей системы.

УВЕЛИЧЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ

ПОДДЕРЖАНИЕ ДАВЛЕНИЯ

ПОНИЖЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ

1.    Датчик скорости колес

2.    Колесный цилиндр

3.    Модулятор

3а. Соленоидный клапан

3b. Накопитель

3с. Возвратный насос

4.    Главный цилиндр

5.    Модуль управления АБС

МОДУЛЯТОР СИСТЕМЫ АБС

УПРАВЛЕНИЕ

Гидравлический модулятор преобразует команды электронного блока управления независимо от водителя и использует их для контроля давления на колесные тормоза посредством соленоидных клапанов.

ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ МОДУЛЯТОР ДЛЯ АБС 2S

Гидравлический модулятор для АБС 2S состоит из возвратного насоса, камер накопителей для каждой схемы и соленоидных клапанов.

ВОЗВРАТНЫЙ НАСОС

Тормозная жидкость во время уменьшения давления откачивается от тормозных колесных цилиндров назад в главный цилиндр через соответствующие накопители.

НАКОПИТЕЛИ

Накопители временно сохраняют тормозную жидкость, которая откачивается в результате понижения давления.

СОЛЕНОИДНЫЕ КЛАПАНЫ 3/3

Соленоидные клапаны 3/3 отвечают за изменение давления в тормозных колесных цилиндрах, когда начинает работу АБС. Соленоидный клапан 3/3 - это соленоидный клапан, регулирующий потоки, с тремя гидравлическими портами и тремя позициями переключения.

Таким образом, появляется возможность соединения между главным тормозным цилиндром, колесным тормозным цилиндром и возвратным насосом, что позволяет осуществлять функции контроля повышения, поддержания и понижения давления.

Клапаны работают как гидравлическое соединительное звено между главным тормозным цилиндром и колесным тормозным цилиндром и располагаются в задней левой части автомобиля таким образом, что гидравлические линии к главному тормозному цилиндру, к главному тормозному колесному цилиндру и к колесному тормозному цилиндру значительно сокращаются.

ДАТЧИК СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕС

1.    Электрический кабель

2.    Постоянный электромагнит

3.    Кожух

4.    Обмотка

5.    Штифт

6.    Колесный датчик

Заднее кольцо импульсов и датчик Воздушный зазор : 0.23-1.15 мм 

Переднее кольцо импульсов и датчик Воздушный зазор : 0.034-1.534 мм


Регулировка педали тормоза
Регулировка стояночного тормоза
Проверка усилителя тормозов
Прокачка тормозов
Замена передних тормозных колодок
Снятие педали тормоза
Снятие усилителя тормозов
Главный тормозной цилиндр
Передний суппорт
Замена задних тормозных колодок
Заемна рабочего тормозного цилиндра
Замена тормозных трубок и шлангов
Регулятор тормозных усилий
Замена тросов стояночного тормоза
Антиблокировочная система (АБС)