Как пользоваться электросхемами и находить неисправность


Введение

Подразделы электросхем состоят из пяти основных разделов устранения неисправностей в области электрики:

Схематические диаграммы
•  Проводка
•  Расположение элементов
•  Конфигурации разъёмовя

Схемы

Каждая схема начинается с диаграммы, которая показывает работу всех компонентов, таких как путь тока от источника к заземлению (благодаря электрической нагрузке), переключаемые разъемы на каждой позиции, а также дополнительные функции.

Прежде чем приступать к диагностике и устранению неисправностей, необходимо изучить работу электросети.

Обозначения расположения элементов.

Если вы хотите определить нахождение схематических компонентов на вашем автомобиле, используйте обозначения, которые приняты в схемах. Обозначения расположения элементов включают в себя основные компоненты, разъемы, заземления, диоды, их расположение и указание местонахождения в схеме. Практически все элементы, указанные в схеме могут быть визуально найдены с помощью иллюстраций их расположения.

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ЭЛЕКТРОСХЕМАХ

Следующие обозначения и сокращения, описанные в данном разделе, используются на протяжении всего руководства.

Схематические обозначения.

Компоненты.

Непрерываемая линия означает, что показан весь компонент.

Пунктирная линия означает, что показана лишь часть компонента.

Разъемы (соединители).

Данное схематический символ означает, что разъём подсоединен непосредственно к компоненту.

Данная схема означает, что разъём подсоединен к подводящему проводу, который соединен непосредственно с компонентом.

Обозначение зажимного контакта на компоненте.

Диоды.

Данный диод позволяет напряжению протекать только в том направлении, которое указывает стрелка.

 

Автоматический выключатель

Обычно автоматический выключатель нагревается и размыкается при очень высоком напряжении. Некоторые выключатели автоматически включаются после охлаждения, другие необходимо включить вручную.

Провода

Волнистая линия означает, что указана лишь часть провода. Продолжение на другой схеме.

Изоляция провода имеет желтый цвет в красную полоску.

Иногда на следующей странице дано продолжение схематического обозначения провода. Положение стрелки показывает направление напряжения. Обращайте внимание на букву А.

Провод подсоединяется к цепи. Данный провод обозначен на схематическом изображении цепи с помощью стрелки, указывающей на него.

Обрезанная линия означает, что цепь показана не полностью, а только часть. На незаконченном участке цепи дана сноска на полное схематическое изображение.

Провода для разных моделей автомобиля имеют наклейки, указывающие, для чего они предназначены, как показано на рисунке.

Пунктирная линия означает, что красный и желтый/синий провода подсоединены к разъёму Е35.

Там где соединены два разных провода, показан только стык. Для более подробной информации дана сноска, как показано на рисунке.

Стыки

Стыки пронумерованы и показаны в виде черной круглой точки. Точное расположение стыков может варьироваться у разных моделей автомобилей.

Заземление - “G”

Данное обозначение показывает на то, что конец провода подсоединен к металлической части автомобиля.

Данное обозначение (точка и три убывающие линии) указывает на то, что корпус компонента подсоединен/ прикасается к металлической части автомобиля.

Экранированный провод

Металлическая оболочка вокруг провода защищает его от воздействия радиочастотных волн. Оболочка всегда подсоединена к заземлению.

Переключатели

Переключатели приводятся в движение все вместе. Пунктирная линия обозначает механическое соединение между ними.

Реле

На схеме показано реле без напряжения, проходящего через него. При прохождении напряжения через катушку, контакт переключится.

Тройниковое соединение.

Индикатор.

На схеме обозначен индикатор предупреждения о ремнях безопасности, который связан с другим индикатором на приборной панели. Это индикатор, который подсвечивает символ.

Список сокращений цветов проводов.

Следующие сокращения используются в схематических диаграммах для обозначения цвета провода.

Сокращение Цвет провода Сокращение Цвет провода
B Черный O Светло-зеленый
Be Бежевый P Оранжевый
Br Коричневый Pp Розовый
G Зеленый R Красный
Gr Серый W Белый
L Синий Y Желтый
Lg Светло-зеленый
Ll Светло-синий

Классификация узлов и определение разъемов.

Электрические разъемы классифицируются согласно частям проводки в схемах проводки.

Классификация узлов.

Наименование узла Наименование узла Обозначение
Место для двигателя E
Основной, узел крыши Место пассажира M
Узел контроля Место двигателя/пассажира C
Задний узел Крышка капота и задняя крышка R
Узел приборной панели Нижняя часть парприза I
Узел двери Дверь D

Определение разъемов

Обозначение разъема состоит из символа расположения узла проводки, который соответствует любому узлу проводки и номеру разъема.

Следующие местоположения разъемов могут быть найдены в схеме узлов.

Разъемы, которые соединяют узлы проводки, обозначаются следующими символами.

Например:

Способы устранения неисправностей

Рекомендуем следовать ниже указанной инструкции.

Шаг 1. Убедитесь, что жалобы клиента обоснованы.

Включите все компоненты в неисправной сети, чтобы убедиться в достоверности жалоб клиента. Определите причину неисправности. Не начинайте диагностику и демонтаж до тех пор, пока вы не установили вероятные причины неисправности.

Шаг 2. Внимательно изучите схематическую диаграмму.

Определите, какая диаграмма подходит для неисправного участка. Определите, как работает цепь, прослеживая направление тока от источника питания через все компоненты цепи и до заземления. Если вы не понимаете, как работает цепь, смотрите инструкцию. Проверьте остальные цепи, которые связаны с неисправной. На каждой схеме даны сноски на цепи, которые имеют общий разъем, предохранитель, переключатель и т.д. с проверяемой цепью. Проверьте смежные цепи, если вы не сделали этого на первом этапе. Если смежные цепи работают исправно, значит, проводка не повреждена. Отсюда следует, что причина неисправности находится в пределах проводки тестируемой цепи. Если одновременно вышли из строя несколько цепей, вероятней всего причиной является предохранитель или заземление.

Шаг 3. Проверьте неисправную цепь/компонент отдельно.

Проведите диагностику как на втором этапе. Помните, что простые логически правильные действия с вашей стороны могут выявить серьезную неисправность. Сведите к минимуму возможные неисправности, используя «Руководство по устранению неисправностей» и «Сводки диагностики систем». Сначала протестируйте наиболее вероятные причины неисправности. Старайтесь проводить проверку наиболее доступных участков.

Шаг 4. Устраните неисправность.

Если причина неисправности обнаружена, устраните ее.

Шаг 5. Убедитесь, что цепь исправна.

Повторите проверку системы, чтобы убедиться, что вы устранили причину неисправности. Если причина была в сгоревшем предохранителе, проверьте все цепи этого предохранителя.

ОБОРУДОВАНИЕ.

Вольтметр и контрольная лампа.

Для цепей с полупроводниковыми элементами используйте вольтметр или контрольную лампу, контрольная лампа используется для измерения напряжения. Контрольная лампа состоят из 12-вольтной лампы и пары прикрепленных контактов. Один из контактов подсоединяется к разным местам цепи, где должно быть напряжение. Если напряжение присутствует, лампочка загорается.

Некоторые цепи состоят из полупроводниковых модулей, таких как, например, Электронный Модуль Управления, работающий от команд компьютера. Напряжение таких сетей должно измеряться только вольтметром с входным сопротивлением более 10 мегом. Не используйте контрольную лампу для цепей, содержащих трансформаторы. Это может привести к их поломке.

Вольтметр может быть использован вместо контрольной лампы. Пока контрольная лампа показывает наличие тока в цепи, вольтметр показывает его напряжение.

Безбатарейная контрольная лампа и омметр.

Для проверки электропроводности цепи используйте омметр или безбатарейную контрольную лампу.

Данная лампа состоит из лампочки, батарейки и двух контактов, используемых только в цепи без напряжения. Если контакты соединить вместе, лампочка загорится. Прежде чем проверять цепь, отсоедините кабель заземления или снимите предохранитель, который питает цепь.

Не используйте безбатарейную контрольную лампу для цепей, содержащих полу проводниковые элементы. Это может привести к их поломке.

Омметр можно использовать вместо безбатарейной контрольной лампы. Омметр показывает силу сопротивления между двумя точками цепи. Низкая сила сопротивления означает хорошую электропроводность.

Цепи с транзисторами необходимо проверять только с помощью цифрового вольтметра с входным сопротивлением более 10 мегом. При измерении напряжения цифровым вольтметром терминал “-” должен быть отключен. В противном случае, показания прибора будут неверными. На неверность показаний может повлиять наличие диодов и полу проводниковых элементов. Чтобы проверить, влияет ли наличие элемента на выдачу показаний, снимите показания, затем переставьте контакты и снимите вторые показания. Если показания разные, значит, наличие компонента влияет на показания.

Навесной проводник с предохранителем.

Используйте навесной проводник с предохранителем, чтобы обойти открытую цепь.

Навесной проводник состоит из предохранителя с патроном и набором контактов. Данный прибор оснащен маленькими разъемами, позволяющими подключаться к большинству разъемов без их повреждения.

Не используйте предохранитель с более высокой частотностью, чем на нем обозначено. Не используйте данный прибор вместо ввода и вывода модуля контроля трансформаторов, таких как ЕСМ, ТСМ и т. д.

Устройство поиска короткого замыкания в цепи.

Устройство используется для поиска и нахождения короткого замыкания в заземлении. Устройство создает пульсирующее магнитное поле в короткой сети и показывает местонахождение короткого замыкания с помощью металлической полоски.

Тест на выявление неисправностей. Диагностика напряжения.

Данный тест позволяет определить напряжение цепи. При измерении напряжения в разъеме не нужно разъединять половины разъема. Вместо этого проверьте разъем с обратной (задней) стороны. Всегда проверяйте обе половины разъема, поскольку грязь и ржавчина могут стать причиной неисправностей.

1. Подсоедините один контакт контрольной лампы или вольтметра к заземлению. Если вы используете вольтметр, убедитесь, что вы подсоединили к заземлению отрицательный контакт.

2. Другой конец контрольной лампы или вольтметра подсоедините к проверяемой точке (разъем или терминал).

3. Если контрольная лампа загорается, напряжение есть. Если вы используете вольтметр, смотрите на показания. Снижение напряжения более чем на 1 вольт по сравнению с тем, что указано в спецификации, говорит о наличие неполадок в цепи.

Проверка электропроводности.

1. Отсоедините отрицательный терминал аккумулятора.

2. Подсоедините один контакт безбатарейной контрольной лампы или омметра к проверяемой части цепи. Если вы используете омметр, соедините два контакта и настройте омметр на нулевые показания.

3. Подсоедините другой контакт к другому концу цепи.

4. Если безбатарейная лампа загорается, значит, цепь электропроводная. Если вы используете омметр, низкое или нулевое сопротивление означает хорошую электропроводность.

Проверка замыкания на землю.

1. Удалите сгоревший провод и отсоедините аккумулятор и устраните нагрузку.

2. Подсоедините один контакт безбатарейной контрольной лампы или контакт омметра к терминалу предохранителя на стороне нагрузки.

3. Другой контакт соедините с заземлением.

4. От блока предохранителей, передвигайте узел из стороны в сторону. Проводя контактом еще (6 дюймов) 15,24 см, смотрите на показания омметра или на лампу.

5. Если контрольная лампа загорается, а омметр регистрирует показания, значит, замыкание проводки на землю присутствует около проверяемой точки.

Проверка на замыкание с помощью устройства поиска

1. Удалите сгоревший провод. Аккумулятор должен быть подключен.

2. Подсоедините пробник к терминалам предохранителей.

3. Выключите все переключатели в цепи, которую вы проверяете.

4. Включите определитель замыкания цепи. Он посылает электрические импульсы замыканию. Это создает магнитное поле вокруг проводки между закрытым плавким предохранителем и замыканием.

5. Начиная от   плавкого предохранителя, медленно передвигайте устройство поиска замыкания вдоль цепи. Прибор покажет текущие импульсы с помощью металлической пластины. Пока прибор находится между предохранителем и замыканием, стрелка будет передвигаться при каждом импульсе. Как только вы пройдете точку замыкания, стрелка перестанет двигаться. Проверьте данный участок цепи, чтобы обнаружить причину замыкания.


Электрооборудование
Неисправности электрики
Как проверять электрику
Предохранители и реле
Как читать электросхемы
Все электросхемы автомобиля
Схемы проводки и разъёмов
Расположение элементов электрики
Разъёмы
Аудиосистема (магнитола)
Неисправности аудиосистемы
Колонки
Антенна
Подрулевой переключатель
Звуковой сигнал (клаксон)
Прикуриватель
Часы - снятие
Аварийная система контроля времени
Снятие приборого щитка и приборов
Схема наружного эл. зеркала
Схема стеклоподъёмников
Подогрев заднего стекла
Стеклоомыватель и стеклоочиститель
Проверка цепей освещения
Регулировка угла света фар
Схема цепей фар
Замок зажигания
Схема системы зажигания (SOHC)
Проверка катушки зажигания и силового транзистора
Распределитель зажигания
Снятие замка зажигания
Проверка свечей зажигания
Система зарядки
Генератор (дизельный двигатель)
Генератор (бенз. двигатель)
Проверка аккумулятора
Система зажигания
Схема системы зажигания (SOHC)
Стартер
Система предпускового подогрева
ЭСУД
Неисправности ЭСУД
Диагностика и коды неисправностей ЭСУД
Электросхемы ЭСУД