Дизельный двигатель


Двигатели D4BA, D4BX, D4BF - рядные, четырехцилиндровые, с верхним расположением распределительного вала. Двигатели уравновешены по силам инерции второго порядка двумя дополнительными валами. Блок цилиндров выполнен из чугуна, головка блока - из алюминиевого сплава. Рабочий объем двигателя 2477 см3 (2,5 литра); диаметр цилиндра 91,1 мм; ход поршня 95 мм.

Кованный стальной коленчатый вал опирается на пять подшипников. В блок цилиндров запрессованы “сухие" гильзы.
Для снижения вибрации двигателя в блок цилиндров встроены два уравновешивающих вала. Уравновешивающие валы расположены вверху слева и внизу справа и приводятся в действие зубчатым ремнем от коленчатого вала.

Поршень отлит из специального алюминиевого сплава и соединен с шатуном плавающим поршневым пальцем. Поршневые кольца чугунные. Первое кольцо имеет бочкообразную наружную поверхность, второе -коническую. Маслосъемное кольцо скребкового типа с пружинным расширителем.
В головку блока цилиндров установлены вихревые камеры сгорания. Впускной и выпускной клапаны изготовлены из жаропрочной стали. Литой распределительный вал опирается на пять подшипников. Распределительный вал и ТНВД приводятся во вращение от коленчатого вала зубчатым ремнем. Ремень привода ГРМ необходимо периодически осматривать и при необходимости регулировать натяжение.

Коромысла отлиты из алюминиевого сплава и имеют износостойкую керамическую опорную (скользящую) поверхность. Некоторые модификации двигателей оснащены коромыслами с роликовым толкателем.
На кронштейне масляного фильтра размещен перепускной клапан.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ


СТАНДАРТ

ОГРАНИЧЕНИЯ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ



Тип



Турбодизель

Дизельный двигатель


Др. модификации



Количество цилиндров

4, в ряд


Клапанный механизм

ОНС


Общий объем двигателя Др. модификации, Турбодизель

2,467 см3


Др. модификации

2,607 см3


Диаметр цилиндра x рабочий ход поршня Др. модификации, Турбодизель

91,1 х 95 мм


Др. модификации, Турбодизель

91,1 х 100 мм


Коэффициент сжатия



Турбодизель

21


Др. модификации

22


Давление сжатия



Турбодизель

27кг/250-400об/мин


Др. модификации

30кг/290об/мин


Момент открытия/закрытия клапанов



Впускной клапан



Открытие (до Верхней Мертвой Точки (ВМТ))

20°


Закрытие (после Верхней Мертвой Точки)

48°


Выпускной клапан



Открытие (до Верхней Мертвой Точки)

54°


Закрытие (после Верхней Мертвой Точки)

22°


Порядок работы цилиндров

1 - 3 - 4 - 2


Головка цилиндра



Планшетность прилегающей поверх. прокладки

0,05 мм (0,002 дюйма)

0,2мм (0,0079 дюйма)

Планшетность прилегающей поверхности

0,15 мм (0,006 дюйма)

0,3мм (0,0118 дюйма)

Габаритная высота

94,0-94,1 мм (3,701-3,705 дюйма)


Увеличение номинального размера опережающего отверстия клапанов (впускного/выпускного)



0,05

13,050-13,068мм (0,5138-0,5145 дюйма)


0,25

13,250-13,268мм (0,5127-0,5224 дюйма)


0,50

13,500-13,518мм (0,5315-0,5322 дюйма)


Увеличение номинального размера веерного отверстия впускного клапанов



0,30

43,300-43-325мм (1,7047-1,7057 дюйма)


0,60

43,600-43-625мм (1,7165-1,7175 дюйма)


Увеличение номинального размера веерного отверстия впускного клапанов



0,30

37,300-37,325мм (1,4685-1,4695 дюйма)


0,60

37,600-37,625мм (1,4803-1,4813 дюйма)


Распредвал



Высота впускного и выпускного кулачка

37,05мм (1,4587 дюйма)

36,55мм (1,4389 дюйма)

Диаметр шкворня

29,94-29-95мм (1,1787-1,1791 дюйма)


Масляный зазор

0,05-0,08мм (0,002-0,0031 дюйма)

0,13мм (0,0050 дюйма)

Осевой люфт

0,1-0,2мм (0,0039-0,0020 дюйма)

0,4мм (0,0157 дюйма)

Качающийся рычаг



Внутренний диаметр

18,910-18,928мм (0,7445-0,7452 дюйма)

0,08мм (0,0031 дюйма)

Зазор между качающимся рычагом и валом

0,012-0,050мм (0,0005-0,0020 дюйма)


Качающийся рычаг

Наружный диаметр

18,878-18,898мм (0,7432-0,7440 дюйма)


Клапан



Общая длина впускного и выпускного

136,5мм (5,3740 дюйма)


Диаметр штока

впускного

7,96-7,975мм (0,3133-0,3140 дюйма)


выпускного

7,93-7,950мм (0,3122-0,3130 дюйма)


Передний угол

45°-45°30'


Толщина головки клапана

впускного и выпускного

2,0мм (0,0787 дюйма)

1,0мм (0,0394 дюйма)

Зазор между штоком и направляющей
впускного

0,03-0,06мм (0,0012-0,0024 дюйма)

0,10мм (0,0039 дюйма)

выпускного

0,05-0,09мм (0,0020-0,0035 дюйма)

0,15мм (0,0059 дюйма)

Пружина клапана



Высота в свободном состоянии

49,1мм (1,9331 дюйма)

48,1мм (1,8937 дюйма)

Нагрузка/установочная высота

276 Н (27,6 кг) / 40,4


Наружное нарушение квадратуры

Макс. 2°

Направляющая втулка клапана



Общая длина



впускного

71мм (2,7953 дюйма)


выпускного

74мм (2,9134 дюйма)


Внутренний диаметр

8,0-8,02мм (0,3150-0,3157 дюйма)


Наружный диаметр

13,06-13,07мм (0,5142-0,5146 дюйма)


Седло клапана



Угол седла

45°


Контактная ширина клапана Утоп

0,9-1,3мм (0,0354-0,0512 дюйма)

0,2мм (0,0079 дюйма)

Уравновешивающий вал



Диаметр шкворня



правый передний

18,300-18,467мм (0,7205-0,7270 дюйма)


правый задний

42,975-42,991мм (1,6920-1,6926 дюйма)


левый передний

18,959-18,980мм (0,7464-0,7472 дюйма)


левый задний

42,975-42,991мм (1,6920-1,6926 дюйма)


Масляный зазор

передний

0,02-0,06мм (0,0008-0,0024 дюйма)


задний

0,05-0,09мм (0,0020-0,0035 дюйма)


Поршень



Наружный диаметр

79,09-79,2мм (3,1102-3,1181 дюйма)


Зазор между поршнем и цилиндром



Турбодизель

0,04-0,06мм (0,0016-0,0024 дюйма)


Др. модификации

0,03-0,05мм (0,0012-0,0020 дюйма)


Ширина кольцевых канавок



Кольцо №1



Турбодизель

2,601-2,603мм (0,1024-0,1025дюйма)


Др. модификации

2,02-2,04мм (0,0815-0,0823 дюйма)


Кольцо №2



Турбодизель

2,100-2,126мм (0,0827-0,0834 дюйма)


Др. модификации

2,07-2,09мм (0,0815-0,0823 дюйма)


Масляное кольцо



Турбодизель

4,010-4,035мм (0,1579-0,1589 дюйма)


Др. модификации

3,01-3,035мм (0,1185-0,1195 дюйма)


Сервисные размеры

0,25, 0,50, 0,75, 1,00 ремонтного размера


Поршневое кольцо



Концевой зазор



Кольцо №1



Турбодизель

0,35-0,50мм (0,0138-0,0197 дюйма)

0,8мм (0,0315 дюйма)

Др. модификации Кольцо №2

0,25-0,40мм (0,0098-0,0157 дюйма)


Турбодизель

0,41-0,54мм (0,0161-0,0213 дюйма)

0,8мм (0,0315 дюйма)

Др. модификации Масляное кольцо

0,45-0,60мм (0,0177-0,0236 дюйма)


Турбодизель

0,25-0,45мм (0,0098-0,0177 дюйма)

0,8мм (0,0315 дюйма)

Др. модификации
Зазор канавок между кольцами
Кольцо №1

0,20-0,40мм (0,0079-0,0157 дюйма)


Турбодизель

0,056-0,076мм (0,0022-0,0030 дюйма)

0,15мм (0,0059 дюйма)

Др. модификации Кольцо №2

0,03-0,07мм (0,0019-0,0028 дюйма)


Турбодизель

0,046-0,066мм (0,0018-0,00260 дюйма)

0,15мм (0,0059 дюйма)

Др. модификации Масляное кольцо

0,08-0,12мм (0,0031-0,0047 дюйма)


Турбодизель

0,02-0,065мм (0,0008-0,0026 дюйма)

0,1мм (0,0039 дюйма)

Др. модификации

0,02-0,065мм (0,0008-0,0026 дюйма)


Сервисные размеры

0,25, 0,50, 0,75, 1,00 ремонтного размера


Поршневой палец
Внешний диаметр

28,994-29,0мм (1,1415-1,1417 дюйма)


Шатун балансира
Расстояние между длинным и коротким краями

157,95-158,05мм (6,2185-6,2224 дюйма)


Гибкость

Макс. 0,05мм (0,0020 дюйма)


Кручение

Макс 0,1мм (0,0039 дюйма)


Боковой зазор длинного края

0,10-0,25мм (0,0039-0,0098 дюйма)


Коленчатый вал

Осевой люфт

0,05-0,18мм (0,0020-0,0071 дюйма)


Наружный диаметр вала

66мм (2,5984 дюйма)


Наружный диаметр оси

53мм (2,0866 дюйма)


Отклонение вала и оси от форм окружности и конуснообразности

0,05мм (0,0020 дюйма)


Масляный зазор вала

0,02-0,05мм (0,0008-0,0020 дюйма)


Масляный зазор оси

0,02-0,05мм (0,0008-0,0020 дюйма)


Вал



0,25

65,735-65,750мм (2,5879-2,5886 дюйма)


0,50

65,485-65,500мм (2,5781-2,5787 дюйма)


0,75

65,235-65,250мм (2,5683-2,5689 дюйма)


Ось



0,25

52,735-52,750мм (2,0716-2,0768 дюйма)


0,50

52,485-52,500мм (2,0663-2,0669 дюйма)


0,75

52,235-52,250мм (2,0565-2,0571дюйма)



СТАНДАРТ

ОГРАНИЧЕНИЯ

Блок цилиндров

Наружный диаметра



Планшетность поверхности прокладки



Общая высота


0,1мм (0,0039 дюйма)

Маховик



Гладкость


0,13мм (0,0051 дюйма)

Масляный насос



Зазор между головками зубьев



Внутренняя шестерня

0,22-0,35мм (0,0087-0,0138 дюйма)

0,5мм (0,0197 дюйма)

Наружная шестерня

0,12-0,22мм (0,0047-0,0087 дюйма)

0,4мм (0,0157 дюйма)

Боковой зазор



Внутренняя, наружная шестерня

0,04-0,10мм (0,0016-0,0039 дюйма)

0,15мм (0,0059 дюйма)

Зазор между поверхностью



Внутренняя шестерня

0,12-0,22мм (0,0047-0,0087 дюйма)


Наружная шестерня

0,03-0,09мм (0,0012-0,0035 дюйма)


Давление масла на холостом ходу

80кПА (0,8кг/см2) или более


Система охлаждения

Система принудительного водяного охлаждения


Ременная передача

V-тип


Тип водяного насоса

Центробежный насос


Тип вентилятора сцепления

Термический с биметаллическими пластинами


Тип термостата



Тип

Восковый с перепускным клапаном


Устройство измерения температуры хладагента

Тип

Терморезисторный (2 элемента)


Термостат

Температура открытия клапанов (°С)

82


Температура полного открытия (°С)

95


Устройство измерения температуры хладагента

Сопротивление

Блок измерения температуры хладагента (Ω /°С)

90,5-117,5 / 70, 21,3-26,3 / 115


Блок управления температурой (Ω /°C)

22,3-27,3 / -20, 2,92-3,58 / 20


Воздушный фильтр

Бумажный


Глушитель

Расширенный резонанс


МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ


Нм

кг.см

фунт-фут

Болт шкива коленчатого вала

170 - 190

1700 - 1900

125 - 140

Болт звездочки распределительного вала

65 - 75

650 - 750

48 - 55

Болт натяжного устройства для зубчатого ремня привода распределительного вала

22 - 30

220 - 300

16 - 22

Г айка звездочки топливного насоса

80 - 90

800 - 900

59 - 66

Гайка звездочки сайлент вала

34 - 40

340 - 400

25 - 30

Гайка "В" натяжного устройства для зубчатого ремня привода распределительного вала

22 - 30

220 - 300

16 - 22

Болт крепелния крышки клапанного механизма

5 - 7

50 - 70

4-5

Болт оси коромысел

35 - 40

350 - 400

25 - 29

Болт крепления крышки подшипника распределительного вала

19 - 21

190 - 210

13 - 15

Болт крепления головки цилиндра      

- Холодного двигателя

105 - 115

1050 - 1150

77 - 85

- Прогретого двигателя

115 - 125

1150 - 1250

85 - 92

Болт крепления поддона картера

6-8

60 - 80

4-6

Пробка сливного отверстия поддона картера

35 - 45

350 - 450

26 - 33

Болт крепления лобового картера (верхн. нижн)

12 - 15

120 - 150

9 - 11

Болт крепления ведомого зубчатого колеса сайлент вала

34 - 40

340 - 400

25 - 30

Колпачок пробки сайлент вала

30 - 45

300 - 450

22 - 33

Болт крепления крышки зубчатого колеса сайлент вала

15 - 18

150 - 180

11 - 13

Колпачковая гайка шатуна балансира

45 - 48

450 - 480

33 - 35

Болт крепления маховика

130 - 140

1300 - 1400

96 - 103

Болт крепления крышки подшипника коленчатого вала

75 - 85

750 - 850

55 - 63

Крышка перепускного масляного клапана

30-45

300 - 450

22 - 33

Винт крепления крышки масляного насоса

9 - 14

890-140

7 - 10

Выключатель давления масла

8 - 12

80 - 120

6-9

Кронштейн крепления масляного фильтра

12 - 15

120 - 150

9 - 11

Обратный клапан подачи масла

30 - 35

300 - 350

22 - 26

Перепускной клапан масляного радиатора

50 - 60

500 - 600

37 - 44

Болт крепления охлаждающего вентилятора

10 - 12

100 - 120

7-8

Болт крепления вентилятора охлаждения сцепления

10 - 12

100 - 120

7-8

Болт крепления выходного водяного патрубка

10 - 13

100 - 130

7-9

Болт крепления водяного насоса

12 - 15

120 - 150

8 - 11

Устройство измерения температуры хладагента

30 - 40

300 - 400

22 - 30

Гайки и болты крепления впускного и выпускного коллектора

15 - 20

150 - 200

11 - 15

Устройство защиты выпускного коллектора от перегрева

12 - 15

120 - 150

9 - 11

Шплинтованные гайки крепления выхлопной трубы к выпускному коллектору

30 - 40

300 - 400

22 - 30

Крепление выхлопной трубы к глушителю

30 - 40

300 - 400

22 - 30

Специальные инструмнты

Инструмент (Номер и название)

Иллюстрация

Применение

Съемник подшипника уравновешивающего вала (0921243100)

Снятие заднего подшипника уравновешивающего вала

Инструмент для установки подшипника уравновешивающего вала (09212-43200)

Установка заднего подшипника уравновешивающего вала

Стопор инструмента для установки

подшипника

(09212-43300)

Снятие заднего подшипника с правого уравновешивающего вала

Инструмент для установки переднего сальника коленчатого вала

(09214-32000)

Установка переднего сальника коленчатого вала

Направляющая для установки переднего сальника коленчатого вала

(09214-32100)

Направляющая для установки переднего сальника коленчатого вала

Инструмент для удаления концевой втулки соединительного штока (09214-43000)

Удаление концевой втулки соединительного штока

Инструмент для установки сальника распределительного вала (0922121000)

Иллюстрация инструмента для установки сальника распределительного вала

Ключ болта головки цилиндров (09221-32000)

Затяжка и ослабление болта головки цилиндров

Инструмент для обработки седла клапана (0922143200)

Коррекция седла клапана

Инструмент для обработки седла клапана под углом 45° (09221-43300)

Коррекция седла клапана

Инструмент для обработки седла клапана под углом 65° (09221-43400)

Коррекция седла клапана

Инструмент для обработки седла клапана под углом 30° (09221-43500)

Коррекция седла клапана

Сжиматель пружины клапана (09222-21000)

Сжатие пружины клапана

Инструмент для установки сальника штока клапана (09222-32100)

Установка сальника штока клапана

Инструмент для установки направляющей втулки клапана (09222-32200)

Снятие и установка направляющей втулки клапана

Направляющая сальника уравновешивающего вала (0922243200)

Установка сальника уравновешивающего вала

Инструмент для установки заднего сальника коленчатого вала (09231-32000)

Установка заднего сальника коленчатого вала

Ключ для установки датчика давления масла (09260-32000)

Установка и снятие датчика давления масла

Съемник звездочки топливного насоса

(09314-43000)

Снятие звездочки топливного насоса
Дизельный двигатель
Неисправности двигателя
Замена масла в двигателе
Проверка и натяжение приводного ремня
Замена воздушного фильтра
Замена охлаждающей жидкости
Проверка компрессии
Регулировка зазоров клапанов
Регулировка натяжения  ремня ГРМ
Замена ремня ГРМ
Замена ремня уравновешивающих валов
Снятие ГБЦ (замена прокладки)
Клапана и пружины клапанов
Коромысла и ось коромысел
Блок цилиндров двигателя
Уравновешивающие валы и масляный насос
Крепление двигателя
Лобовой картер
Коленчатый вал
Поршень и шатун
Регулировка впрыска
Система охлаждения
Замена радиатора
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Проверка и замена термостата
Замена водяного насоса
Система смазки
Масляный фильтр, датчик, форсунки
Снятие масляного поддона
Разборка масляного насоса
Замена масляного радиатора
Турбокомпрессор
Замена воздушного фильтра
Впускной и выпускной коллекторы
Глушитель
Система снижения токсичности
Система вентиляции картера
Адсорбер и клапан продувки
Топливная система (дизель)
Регулировка троса акселератора
Удаление воздуха из топливной системы
Слив воды из топливного фильтра
Регулировка топливной форсунки
Разборка топливной форсунки
Топливный насос
Замена топливного фильтра
Регулировка педали и дросселя
Снятие топливного бака
Топливная система (бензин)
Устранение неисправностей топливной системы
Система мультиточечного впрыска топлива (МВТ)

Бензиновый двигатель
Неисправности двигателя и способы устранения
Замена масла в двигателе
Регулировка клапанов
Регулировка натяжения ремня ГРМ
Проверка течи охлаждающей жидкости
Проверка плотности охлаждающей жидкости
Регулировка натяжения приводного ремня
Блок цилиндров двигателя
Распредвал
Поршень и шатун
Вал противовеса
Коленвал
Система охлаждения
Замена приводных ремней
Трубки и шланги охлаждающей жидкости
Замена насоса смазочно-охлаждающей жидкости
Замена радиатора
Двигатель вентилятора радиатора
Крышка радиатора
Замена термостата
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости.
Выпускной коллектор 
Снятие впускного коллектора
Замена глушителя
Замена воздушного фильтра
Снятие ГБЦ
Качающийся рычаг
Клапаны
Регулировка клапанов
Ремень привода распределительного вала зажигания